Wine Story: Первый армянский рислинг и история уникальных вин Alexandrea Winery
Рислинг – сорт белого вина с загадочным очарованием, палитра вкусов в нём простирается от сухого до приторно-сладкого, в зависимости от терруара и стиля винодела. И теперь вино из этого сорт производится в Армении. Винодельня Alexandrea – первая в Армении стала производить рислинг, который выращивают на виноградниках в селе Прошян. О первом армянском рислинге, а также о премудростях купажирования Шардоне и Воскеат NEWS.am STYLE побеседовал с директором Alexandrea Winery Григором Степаняном.
Alexandrea Winery была основана американским благотворителем и предпринимателем армянского происхождения Адамом Кабланяном в 2017 году. Интересно, что Кабланян не имеет отношение к виноделию как таковому. Его бизнес в США сосредоточен в Силиконовой долине. Но Кабланян является ценителем вина, и в США у него свой виноградник.
Основатель Alexandrea Winery Адам Кабланян
По словам Степаняна, винодельня создавалась с целью создания в Армении рабочих мест, развития виноградарства, предоставления людям возможности жить на родине и производить лучшее вино из местного винограда, которое будет конкурировать с лучшими образцами общепризнанных и знаменитых вин не только в Армении, но также за ее пределами. «То есть наша миссия - помочь потребителю открыть новые вкусы», - отметил он. Именно поэтому на виноградниках Alexandrea начали выращивать «заморские» сорта винограда, которые были адаптированы к местному климату, благодаря чему удалось получить уникальные вина, а также купажи с местными сортами.
Например, как White Cuvée 2021 – купаж Шардоне и Воскеата, которое получило серебряную медаль на Decanter World Wine Award 2023.
Ферментированное и выдержанное в резервуарах из нержавеющей стали и бочках из французского, американского и армянского дубов, это вино идеально балансирует нотки цитрусовых и зелёного яблока, полученные из винограда, и дымный каштан, полученный из дуба.
На виноградниках Alexandrea в селе Прошян выращивают Шардоне, Рислинг, Пино-Нуар, а в селе Нор Едесия – Каберне Савиньон и Каберне Бланк, Мерло, Кот (Мальбек), Шираз, Пти Вердо (Petit Verdot).
Степанян отмечает, что образцы терруара были отправлены в Испанию. «Получив ответ, мы выбрали сорта винограда и черенки. В настоящее время у нас три терруара – в Ваой Дзоре, Прошяне и Нор Едесии. В Вайоц Дзоре мы собираемся выращивать эндемические армянские сорта винограда. При выборе сортов ориентировались на терруар и климат».
«Было решено отдать предпочтение известным международным сортам, которые будут производить в нашей стране под лейблом «Made in Armenia». В итоге у нас есть Шардоне, которое производится в Армении. Есть рислинг. Мы первые в Армении производим это вино, никто в нашей стране пока этот сорт не выращивает и не производит вино. Пытаясь определить чем отличается немецкий рислинг от выращенного в Армении, мы поняли, что нам удалось получить довольно удачное вино».
Каждая бутылка высокогорного Alexandrea Riesling Limited Edition 2022 года сочетает в себе свежесть и минеральность, столь типичные для этого сорта. Во вкусе ощущаются ноты зеленого яблока и цедры лайма. Степанян уверен, что Riesling 2023 будет более интересным. «Мы пока его не разлили в бутылки, но уже остановили процесс ферментации. Это будет полусухой рислинг. Обычно мы получаем сухие вина. Наш учредитель и винодел из США больше склоняются к сухим винам. Этот рислинг получился очень оригинальным…»
Степанян объяснил, что выбор сортов винограда связан также с тем, что они больше знакомы иностранному потребителю. «Теперь он видит армянский Пино Нуар или Каберне Савиньон и сравнивает с уже знакомыми вкусами. Таким образом он открывает для себя уникальные вкусы армянского вина, так как вкус и аромат, к примеру, французского шардоне и армянского, разумеется, разные. Армянское Шардоне, будучи именно шардоне, то есть сохраняя все присущие этому сорту вкусовые качества и ароматы, отличается своей уникальностью».
По его словам, особенности вина связаны с терруаром. «Почва, содержание минеральных компонентов, климат и т.д. – все это имеет значение. После этого начинается процесс изготовления вина, очень важно какие дрожи используется в ходе брожения. Например, мы используем дрожжи, которые никто в Армении не использует. Наш винодел, американец Джеф Ричи консультирует нас на каждом этапе технологического процесса».
«Вкус вина также зависит от того, где проходит процесс ферментации – в дубовой бочке или резервуаре. Если бочка, то важно также из какого дуба – местного, американского или французского. При какой температуре выдерживается вино и сколько времени. Все это важно с точки зрения вкуса, который мы хотим получить».
В Alexandrea Winery вино выдерживают в бочках трех видов. В частности, из арцахского дуба, который сейчас по известным причинам стал большим дефицитом. «Арцахский дуб придает особый вкус вину, более агрессивный, получается очень яркий вкус и аромат. К сожалению, бочек из арцахского дуба уже нет. В свое время мы их приобрели и у нас есть еще какое-то количество в запасе. Но в основном мы импортируем бочки из заграницы. Речь о бочках из американского и французского дуба».
Вино в бочках выдерживается от 4 месяцев до 1-1,5 года, зависит от того какие вкусы они придают вину. После этого мы помещаем его в резервуары из нержавеющей стали. Все зависит от целей, от того какое вино хотим получить».
Говоря о купажах, Степанян отметил, что в процессе купажирования важно сохранение вкуса и уникальных особенностей сортов винограда. Например, в случае с White Cuvée важно чтобы купаж выражал и вкусовой букет Шардоне, и прекрасный цветочный аромат и вкус Воскеата. Для достижение этого важно определить пропорции каждого сорта винограда.
Говоря о планах на будущее, Степанян сообщил, что в этом году Alexandrea Winery порадует ценителей несколькими видами Шардоне, в том числе reserve. «В планах также армянский Пино нуар. Первый урожай будет в этом году». Кроме того, Степанян пообещал оригинальное Арени 2023 года винтажа, непохожее ни на одно другое Арени, которое производят в Армении. «Обычно Арени более агрессивное, насыщенное, тяжелое вино, наше будет более легкое, благодаря соответствующим технологическим процессам».
Степанян уверен, что виноделие в Армении переживает такой ренессанс, что «мы уже можем конкурировать с передовыми мировыми производителями». «Об этом свидетельствует участие в международных выставках, и награды, которые получают армянские виноделы… Количество виноградников растет. Это в основном небольшие винодельни, которые делают упор на качество вина. Чтобы эта тенденция не только сохранилась, но и виноделие в Армении продолжило развиваться необходимо содействие государства. Чтобы мы могли участвовать в международных выставках, повышать осведомленность об армянском вине, заявить об Армении как о винодельческой стране, нам необходима маркетинговая стратегия в этой области на правительственном уровне».