На ошибках других учатся, а и не повторяют ошибки других
,,В политическом смысле мы не либералы, мы не центристы, мы не социал-демократы, мы гражданская партия. Это означает, что мы выходим из идеологических стандартов и формируем новую идеологическую платформу, основанную на четырех ключевых столпах: государственность, гражданство, национальная идентичность, индивидуальность”, - сказал на пятом съезде партии Никол Пашинян, ссылаясь на ,,Гражданский договор”.
По его словам, современный мир быстро меняется, так что идеологии, сформированные в 17-м и 20-м веках, не отвечают текущим потребностям. ,,Есть недопонимание о нашей партии.
Нас часто называют либералами или центристами, но это неправильное понимание, потому что мы партия, которая отвергла идеологию, потому что в современном мире нет твердых идеологий”, - сказал премьер-министр.
Уместно, что представления Николая Пашиняна о политической системе, идеологии, мягко говоря, далеки от академических и даже рациональных. С другой стороны, ,,Факт” во многих случаях ссылался на политическую визитную карточку действующих властей, настаивая на том, что у революционной команды нет четкого видения, ценностных ориентаций, программ, идеологии страны.
Более того, мы неоднократно подчеркивали, что эта партия свободна от ,,изм”-ов. Они были против нас, иногда обижались, говорили об ,,исключительной” революции , но на самом деле Никол Пашинян два дня назад высказал то, о чем мы писали год. К сожалению, до последних выборов в Европейский парламент существовала мировая тенденция популизма, которая продемонстрировала британскую породу, победу Дональда Трампа в США, феномен Эмануэля Макрона во Франции и нашу революцию, конечно, с более локальными и ограниченными последствиями.
Популизм вызвал серьезный институциональный кризис в отношениях Великобритании и ЕС, политика преследования Вашингтона стала более непредсказуемой, и Соединенные Штаты теряют своих союзников в разных уголках земного шара. Еще более удивительным является аполитичный тезис Макроа об отрицании, который привел к политическому вакууму во Франции, который породил ,,желтых” анархистов. Иностранцы признаются в своих ошибках, но Никол Пашинян настойчиво повторяет ошибки других, по сути, разрушая политику в Армении.
Конкуренция между партиями основана на разнице между идеологиями и программами, и если их важность отрицается, власть лишается логики политической борьбы. Такие ситуации, с одной стороны, создают правительство, которое, согласно политической конъюнктуре, может сделать любой компромисс, с другой стороны, оно может стать, реальной угрозой- авторитаризмом.
В конце концов, если нет идеологий или программ, власть становится самоцелью, и любые средства, в том числе нелегитимные, конституционные, оправданы для ее сохранения.
Власть, отвергающая идеологию, становится источником антагонизма, потому что она способна консолидировать общество не на рациональной основе, а на оси программ развития страны, а в образе ,,внутреннего врага”. Вчерашняя речь Никола Пашиняна показывает, почему правительство Армении постоянно ищет цели или объединяет целый районный полицейский участок по следам нескольких активистов оппозиции. Цивилизация никогда не может быть идеологией, это иллюзия. Люди с гражданскими характеристиками могут объединяться, создавать партии или организации, которые, однако, должны иметь свои собственные программы и идеологии, которые отличаются от других общественных объединений.
Популизм и антагонизм в нынешнем правительстве Армении являются результатом отсутствия идеологии и программ. Это то, о чем мы говорили в течение нескольких месяцев, что было подтверждено на последнем форуме EP.