Тонкое искусство интуиции
,,Я думаю, что доходы людей должны расти как минимум на пять процентов каждый год'',- сказал министр экономики Тигран Хачатрян. ,,Это может быть чуть больше года и чуть больше в следующем году'', - сказал министр.
Это мнение Тиграна Хачатряна немного шокирует, потому что министр говорит на уровне экспертов, а министр экономики должен делать грубые расчеты, а не делать предположения. Создается впечатление, что все члены нашего правительства действуют на уровне интуиции.
Помните ли вы, что несколько месяцев назад бывший министр юстиции Артак Зейнал заявил в парламенте, что правительство выбрало конкретную структуру, основанную на интуиции, а не на конкретных расчетах и анализе, а на интуиции правительственного подхода. Теперь мы получаем такое же впечатление от ответа министра экономики, что создается впечатление, что он или она говорит о возможном экономическом росте с помощью приблизительных расчетов или предположений. Более того, в течение года деятельности правительства Николая Пашиняна не было никакого реального увеличения доходов людей, или это было так тривиально для инфляции.
Премьер-министр и его кабинет продолжают говорить о росте и развитии экономики, но данные СНБ указывают на совершенно разные тенденции. Например, в первом квартале этого года значительное сокращение объема грузоперевозок было зафиксировано на 48%, что подразумевает сокращение импорта и экспорта. Импорт и экспорт, в определенных цифрах, отражают реальное состояние экономики. Если они падают, им немного непонятно, в чем развивалась экономика. Или использование электричества сократилось на 30%, что опять-таки претендует на рост или развитие экономики.
Электричество является системообразующей единицей, и его ограничение использования означает снижение экономической активности. По крайней мере, дело в том, что это реальная экономика, а не цифровая манипуляция, которая может создать позитивный контекст для определенных показателей, что, однако, не может быть свидетельством институционального развития экономики. В этом случае общество нуждается в более всестороннем и всестороннем разъяснении, особенно когда в регионе происходят события, которые могут превзойти оптимистичные прогнозы правительства. Например, правительство рассчитало основные риски, если армяно-иранская граница будет закрыта по независящим от нас причинам или на какое-то время закрыть контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс.
То же самое относится и к тарифам на газ. Недавно Никол Пашинян заявил, что Россия, как союзник, должна способствовать развитию экономики Армении, намекая на ожидания официального Еревана в отношении цены на газ. Но это просто желание, потому что Москва руководствуется не гуманистическими мотивами, а конкретными расчетами.
В то же время "газовая политика" мотивируется Москвой, причем не в первую очередь экономическими, а политическими расчетами, а армяно-российские отношения сегодня далеки от удовлетворительного.