Конституционный суд между революцией и правом
Новоизбранный судья Ваге Григорян из Конституционного суда РА описывает ситуацию вокруг Конституционного суда как кризисную. Ваге Григорян в своем письме президенту, Национальному собранию, правительству, Генеральной ассамблее судей, членам ,,Члены и судьи” ЦК упомянул причины кризиса. Поздно вечером, наконец, было опубликовано письмо, которое отвечает на многие вопросы, но появляются новые и новые проблемы и вопросы. Независимо от того, сколько юристов говорят, что в Конституционном суде нет кризиса, и Верховный суд может продолжать свою обычную деятельность, очевидно, что конституционные механизмы приводят как минимум к неверным толкованиям и необходимости прояснения ситуации.
С другой стороны, очевидно, что в этом случае Ваге Григорян выражает не столько своеобразные позиции, как кажется, намерения политической власти. Однако новоизбранный член Конституционного суда в своем письме предлагает три пути преодоления ситуации: первый способ обусловлен молдавским прецедентом.
После недавней смены власти в Молдове все члены ЦК подали в отставку, считая, что их легитимность более не уязвима. Примерно такой вариант был сделан в случае с ВСС в Армении, и революционная команда скоро сможет контролировать судебную систему, что делает новый персонал BCC инструментом виртуализации. Проблема, однако, в том, что члены Конституционного суда не склонны к молдавской версии, с которой они единодушно выступили против Ваге Григоряна. Второй вариант - власти идут на политические решения, и семь новых судей Конституционного суда будут назначаться в одностороннем порядке.
Может показаться, что для реализации этого варианта могут потребоваться поправки к конституции, но очевидно, что процесс реформы ВСС может утратить легитимность, если правовые аргументы уязвимы или отсутствуют процессы политического вовлечения. Процесс пополнения членов ВСС показал, что правительство склонно к субъективным решениям, а не к политической солидарности, а к судебной системе через свой тотальный контроль.
Это опасный путь, который может использовать судебную реформу. Конечно, есть и третий путь, к которому стремится подавляющее большинство юристов. Это приводит к сохранению статус-кво в Конституционном суде.
Честно говоря, я считаю эту возможность очень малой, судя по интервью и выступлениям представителей власти. Член Постоянной комиссии НС по государственно-правовым вопросам Николай Багдасарян сказал, что сейчас правительство собирается выдвигать кандидата в Конституционный суд, а правительство имеет право выдвигать трех кандидатов, и в этом случае минимальный кворум для Конституционного суда составляет 5 судей.
ВСС сможет действовать. ,,Применение правовых норм и комментариев находятся в руках правительства. Другими словами, ни Национальное Собрание, ни Президент Армении, ни члены Конституционного Суда, ни судьи не могут заставить правительство выдвинуть этих кандидатов. Правительство выдвинуло 3 кандидата, решение о назначении принимается Национальным собранием'', - сказал он, добавив, что правительство пройдет через какую процедуру, что является задачей правительства.
У меня сложилось впечатление, что вместо того, чтобы решать проблемы с сочувствием, некоторые члены ,,Мой шаг” пытаются углубить кризис, подталкивая Никола Пашиняна к односторонним решениям, которые вообще не будут легитимными с политической и юридической точек зрения. В этом случае мы можем получить новый ВСС вместо символа вечности правительства Сержа Саркисяна, который искоренит революционное ,,повторение” или революционный авторитаризм.