Ход Конституционного Суда конем
Конституционный суд обратился в Европейский суд по правам человека и Венецианскую комиссию для получения консультативного заключения по делу Роберта Кочаряна. Соответственно, разбирательство было приостановлено до получения ответов от этих структур.
Речь идет о неприкосновенности второго президента. Суд общей юрисдикции Еревана обратился в Конституционный суд с просьбой прояснить вопрос о соответствии статье 300.1 Уголовного кодекса Республики Армения. Конституция предусматривает неприкосновенность Президента, в соответствии с которой Президент Республики не может быть подвергнут судебному преследованию и привлечен к ответственности, вытекающей из его или ее статуса в течение и после срока его полномочий. Между тем Роберт Кочарян обвиняется в свержении конституционного строя.
Если суд решит, что Кочарян действовал в своих полномочиях и неуязвим к этому, уголовное дело против него должно быть прекращено. После ереванского суда общей юрисдикции судьи Давида Григоряна Кочарян был освобожден из-под стражи в обмен на личные гарантии, премьер-министр Пашинян сделал резкий шаг, призвав заблокировать вход и выход из судов, неожиданно обнаружив, что судьи не пользуются доверием народа и должны подвергаться проверке.
Дело в том, что Конституционный суд был сформирован при прежних властях, и Пашинян обвиняет президента и членов суда в том, что они зависят от прежних властей. Более того, премьер-министр прямо обвинил Сержа Саргсяна, Грайра Товмасяна и Гагика Арутюняна в растрате судебной власти. Пашинян призывает Грайра Товмасяна очень конкретно прекратить свои полномочия, но он непоколебим. Более того, он решил делать ход конем и выяснить вопрос конституционности дела Кочаряна через европейские структуры - ЕСПЧ и Венецианскую комиссию.
Таким образом, Конституционный суд фактически избежал прямых ударов по делу Кочаряна и предпочел получить основания, но не до принятия решения. Венецианская комиссия уже успела дать властям неприятные оценки, после чего Пашинян отказался от идеи проверки.
И теперь Конституционный суд, вероятно, надеется, что, обратившись в ЕСПЧ и Венецианскую комиссию таким образом, они примут решение, которое не вызовет никаких сомнений. В этом случае у Пашиняна не будет никаких оснований обвинять Конституционный суд в том, что он превратился в "приватизированную палатку" бывших чиновников. С другой стороны, такое решение КС позволяет нашей стране избежать дальнейших осложнений, в частности, от перспективы обращения в ЕСПЧ по любой части уже принятого решения.
. За этот период нынешнее правительство не забыло, кто был освобожден из-под стражи Робертом Кочаряном. Стало известно, что Специальная следственная служба провела обыск в офисе судьи Давида Григоряна, офис был опечатан, а компьютер был конфискован. Пресс-секретарь Марина Оганджанян сказала, что обыск был проведен в рамках расследуемого дела. Оганджанян не уточнил уголовное дело.
Судья Давид Григорян заявил, что это дело не имеет ничего общего с делом Роберта Кочаряна. Кстати, в феврале этого года в ШИС решили отказаться от возбуждения уголовного дела против Давида Григоряна, законность которого проверяла надзирающий прокурор. Но теперь, внезапно, это дело снова поднимается. Почему так много судей, которые не ,,заслуживают доверия народа”, ищут только должность судьи, который принял решение в пользу дела Кочаряна? Ответ очевиден.
И во всем этом будет наивно не видеть конкретных политических последствий. Можно сказать, что противостояние правительства Пашиняна и Конституционного суда становится все жестче.
Он настолько обострился, что вышел из повестки дня одной страны и народа и переместился в Европу. Армения получила право обратиться в ЕСПЧ и Венецианскую комиссию в 2018 году на основании 16-го протокола, вступившего в силу 1 августа. Это первый случай, когда пользуются этим правом , и Верховный суд Армении обращается к этим учреждениям за консультативным заключением.