Слежка недостаточна, нужно активно участвовать. Когда правительство Армении начнет активную внешнюю политику?
Вчера министр иностранных дел Армении Зохраб Мнацаканян посетил с официальным визитом в Грузию, где встретился с высшим руководством этой страны. Был обсужден ряд вопросов двусторонней повестки дня, решено приложить больше усилий для использования существующего потенциала экономического сотрудничества, в том числе путем продвижения новых региональных программ. Также обсуждались вопросы, связанные с региональной безопасностью и конфликтами.
Визит главы МИД Армении в Грузию проходит в очень интересный период. Внутриполитические события в Армении в последнее время разрушили внешнеполитические проблемы, которые не менее важны.
Казалось, что руководство Армении не занимается внешней политикой, за исключением нескольких туристических визитов.
Когда ситуация в регионе обострилась, российско-грузинские отношения обострились, напряженность между Ираном и США усилилась, премьер-министр Армении отправился в Сингапур и Вьетнам, где нам сообщили только о фотографиях и хорошей еде с цветами. Между тем ситуация в нашем регионе действительно напряженная. Если Армения не ответит на новые и своевременные вызовы, мы снова станем регистратором.
В этом контексте визит министра иностранных дел Армении в Грузию затягивался, но, надеемся, не слишком поздно. Следует отметить, что не только российско-грузинские отношения, но и азербайджано-грузинские отношения являются напряженными. Азербайджан построил фактическую военную базу недалеко от границы с Грузией на горе Гареджи.
Между двумя странами ведутся дебаты о принадлежностях монастырского комплекса Гареджи, который в последнее время стал более острым. Безусловно, для Грузии Азербайджан является торговым партнером и инвестором, Турция также является крупным экономическим партнером и продолжает оставаться.
Геоэкономические интересы Грузии как никогда связаны с Азербайджаном и Турцией. Однако, поскольку Грузия извлекает выгоду из этого партнерства, которое уже стало стратегическим, зависимость от них возросла, что не позволяет Грузии свободно маневрировать.
Грузия крайне зависима от Турции и Азербайджана, в одностороннем порядке зависит от азербайджанского газа. Находясь в противоречии с Россией, как ни странно, Армения становится альтернативой энергетической безопасности Грузии.
Если грузино-азербайджанские отношения станут настолько обостренными, что Азербайджан грозит прекратить поставки газа, спасение Грузии - Армения, через которую из Ирана может получать газ. Если Грузия окажется с одной стороны, от Россией, с другой стороны, продолжит находиться в блокаде турецко-азербайджанского тандема, Армения автоматически станет ключом для Грузин.
Некоторые говорят, что у Грузии есть выход к морю, Европа может его поддержать. Конечно, Черное море сегодня - это не европейское, а российское и турецкое моря, где российская сторона и турецкий флот находятся с одной стороны.
И если проблема состоит в том, чтобы заблокировать Грузию от моря, она может сделать это очень быстро. Грузины это прекрасно знают.
Следовательно, Армения не должна упустить возможность напомнить Грузии о том, насколько важны наше партнерство, что крайне важно для координации внешней политики, независимо от того, насколько у нас есть приоритеты. Хотя сегодня Армения и Грузия оказались в разных лагерях, но ни один из них не может преодолеть сложные региональные проблемы.
Повестка дня армяно-грузинского сотрудничества должна состоять в продвижении программ и проектов. Для нас очень важно иметь альтернативу дороге через Верхний Ларс в Россию.
А министр иностранных дел Республики Армения заявил, что приближается новый раунд переговоров по поиску альтернативного маршрута.
По его словам, этот альтернативный маршрут в первую очередь касается России и Грузии, и в этом отношении переговоры между двумя сторонами продолжаются. Министр говорит, что Армения следит за переговорами.
Но просмотра недостаточно, вы должны принять в нем активное участие, постоянно напоминать вам и пытаться дойти до конца переговоров. Такие вопросы показывают, как работает дипломатия.
Армения должна быть чрезвычайно активной в своих жизненно важных интересах. В противном случае критика бывших властей не имеет смысла, когда нынешняя власть гораздо более пассивна во внешней политике.