«Нам нужно идти в ногу со временем — надеюсь, Минспорт нас услышит»
Самый знаменитый синхронист России Александр Мальцев на завершившемся чемпионате мира по водным видам спорта принес нашей сборной ровно половину золотых медалей — три из шести. После возвращения в Москву 30-летний спортсмен дал большое интервью «Известиям» и «Спорт-Экспрессу», в котором поделился своей точкой зрения на развитие одного из самых успешных для нашей страны видов спорта, а также рассказал об эмоциях на турнире в Сингапуре, который сделал его семикратным чемпионом мира.
Человек, который достигает высот, часто идет против течения
— Александр, три золота на чемпионате мира для спортсмена-россиянина в 2025 году — уникальное достижение. Считаешь себя уникальным?
— Хм… В нашем виде спорта как минимум. Потому что я действительно являюсь первопроходцем в этом виде спорта в нашей стране среди мужчин. Да и на мировом уровне доказал, что являюсь лучшим синхронистом.
— За счет чего ты работал вопреки общественному мнению? Есть ли кто-то из первопроходцев в других сферах, кто вдохновлял?
— В моем случае это был внутренний стержень, хотя есть множество людей, которые меня вдохновляют. У меня нет кумира, я смотрю на поступки людей, и меня восхищают какие-то конкретные вещи. В основном в культуре и искусстве. Человеку, который достигает больших высот в своей профессии, часто приходится делать что-то впервые, он уже идет против течения. Я это держал в уме и шел к своей цели.
— Если мы говорим об искусстве, вспоминаются Барышников, Нуриев…
— В том числе. Еще Вацлав Нижинский — первый, можно сказать, человек в балете, который обратил внимание на мужчин не как на партнеров балерин, а как на самодостаточные единицы в этом виде искусства. Программу «Весна священная» наш тренер Гана Максимова ставила, вдохновляясь историей Нижинского. Его тоже поначалу не принимали.
— Получается, ты часто ходишь в театр?
— Когда начинаются тренировки, у нас очень плотный график. Но стараемся следить, когда идут какие-то фестивали, — например, Чеховский. С удовольствием ходим не только на балет, но и на драматические спектакли. Стараемся получить новые впечатления, эмоции. Я много смотрю балет в записи. Потому что есть такие имена, которых уже не увидишь на сцене. Те же Нуриев, Нижинский, Барышников… Были великие хореографы — Морис Бежар, Иржи Килиан, Пина Бауш… Мы стараемся сделать в нашем виде спорта что-то похожее.
Я сторонник демократичных методов, когда ребенок воспринимается как личность
— Возвращаясь к Сингапуру — как восприняли тебя иностранцы после долгого отсутствия и как тебе чемпионат?
— С первого же дня, как мы приехали на чемпионат мира, почувствовали, что к нам хорошо относятся. Нас ждали. Те спортсмены-парни, которые выступали, они вообще мои фанаты во многом. (Улыбается.) Говорили, что для них большая честь соревноваться со мной. Многих из них я увидел впервые на соревнованиях вживую. Некоторые из спортсменов, которые уже завершили карьеру, были в Сингапуре судьями, в том числе Билл Мэй.
В чемпионате мира не хватало зрителей на трибунах. В 2019 году трибуны заполнялись, была огромная поддержка — здесь этого не хватало. Причем я уверен, что болельщиков было бы больше, если бы организаторы лучше поработали и билеты не были такими дорогими.
— Твое четвертое золото в Сингапуре было реально?
— Мы понимали, что в этом виде программы нам могут не отдать всё золото. У наших конкурентов-испанцев действительно классная программа, нам она очень нравится. Судьи по ходу сезона уже ставили им самые высокие оценки, десятки. Это большая редкость, но арбитры показывали, что им нравится такое синхронное плавание. Мы пошли по пути техники — наверняка программу можно было сделать ничуть не хуже, а то и лучше с художественной точки зрения. Но нам могли сказать, что чего-то не хватает.

Мы значительно выиграли по технике исполнения, сложности, но люфт, который уже был заложен в художественном впечатлении, сработал. Получить выше десятки мы же всё равно не можем. Дело решили какие-то сотые. Но мы не сильно расстроились, потому что для Олеси Платоновой это вообще первый чемпионат мира и первая медаль.
— Почему после чемпионата мира родителям стоит подумать над тем, чтобы отдать ребенка в синхронное плавание? Даже не ради медалей.
— Думаю, большинство родителей, отдающих детей в спорт, делают это не ради высоких достижений. Они в первую очередь обращают внимание на те виды спорта, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. В этом плане синхронное плавание, наверное, один из лучших видов. Здесь очень разносторонняя подготовка. На суше и воде, физическая, хореографическая, акробатическая, расширение кругозора. И он подходит и мальчикам, и девочкам.
— Ты кандидат педагогических наук и сам обучаешь детей. Можешь описать подход? Тапком по колену можно шлепнуть? Прикрикнуть?
— Во-первых, я всегда выступаю за то, чтобы спорт ни в коем случае не мешал умственному развитию детей и подростков. Он должен стать инструментом для дальнейшего развития ребенка как личности. Если в школе какие-то важные предметы, то сначала идут в школу и только потом приходят на тренировку.
Во-вторых, я точно не сторонник жестких методов, не использую их в работе с детьми и стараюсь все доносить до ребенка спокойно. Если что-то ребенок не понимает, то это проблема взрослого, что он не смог объяснить. Иногда детям нужно сто раз повторить, и я это сделаю, не прибегая к жестким методам, которые действительно встречаются не только у нас, но и в других странах. Взрослые таким образом лишь проявляют слабость.
Я сам тренировался во Франции в течение одного года, когда мне было 17 лет. Там совершенно противоположный подход. У нас тренеры растягивают детей, помогая им выполнять упражнения, без насилия, но с тактильным контактом. А во Франции это не принято и запрещено. Дети должны растягиваться сами, но при этом их не учат выполнять это самостоятельно. В итоге получается, что они ничего не делают, подготовки у них нет. Тоже крайность. Но я сторонник демократичных методов, чтобы ребенок воспринимался как личность.
Хочу просто немножко выдохнуть и переключиться на отдых
— Почему микст-дуэты не хотят включать в программу Олимпийских игр, хотя это соответствует духу гендерного равноправия и дисциплины уже 10 лет на чемпионате мира?
— Я многое делал для того, чтобы продвигать эту дисциплину, а также мужское соло, чтобы мужчин допустили до участия в групповых выступлениях. Мы вели разговоры об этом в том числе с председателем технического комитета Лизой Шотт, и благодаря этим усилиям мужское соло включили в программу чемпионатов мира, а мужчин допустили до участия в группах на Олимпийских играх.
World Aquatics выступала за то, чтобы микст-дуэты были включены в программу Олимпийских игр не только в Париже-2024, но и в Токио-2020. Но здесь тормозит Международный олимпийский комитет. Сложно сказать, с чем конкретно это связано, но мне кажется, что большое значение имеет лоббирование, в том числе финансовое. Нам этого не хватает. Поэтому МОК выделяет синхронному плаванию только две медали. Нашли пока компромиссное решение — разрешить мужчинам выступать в составе групп, чтобы хоть как-то соблюсти гендерное равенство на Олимпийских играх.
— Рассматриваешь для себя вариант выступления в группе на Олимпиаде-2028?
— Поживем — увидим, сейчас мир так быстро меняется, что прогнозировать на такую перспективу невозможно. Я сейчас вот хочу просто немножко выдохнуть и переключиться на отдых, забыть даже о тренировках, о соревнованиях, не заглядывать вперед.
— А в России вообще всё нормально с развитием мужского синхронного плавания?
— Не совсем. У нас сложилась такая ситуация, что на сегодняшний день в официальный перечень включена только одна дисциплина, в которой могут принимать участие мальчики и мужчины, — это смешанный дуэт. Она появилась с момента официального признания, то есть с 2015 года. Что это значит? Ребята на сегодняшний день могут выступать в этой дисциплине, выполнять разряды, получать премии, если они предусмотрены на соревнованиях, стипендии от своих школ и регионов.
К сожалению, мужское соло, а также допуск мужчин в группы по официальным нашим документам не разрешен. То есть на сегодняшний день мальчики могут выступать в соло, но они не будут получать всё то, что могут получать, выступая в смешанном дуэте. Тренерам невыгодно этим заниматься, дополнительная нагрузка, а выхлопа никакого. В итоге микст-дуэт развивается, а соло у нас пробуксовывает. Меж тем дисциплина получила международное признание, прошло несколько чемпионатов мира, большая конкуренция уже. Очень надеюсь, что в нашей стране она также будет признана и мы сможем готовиться к выступлению на международном уровне. Если мы не будем уделять этому внимания, то можем отстать.

То же самое касается групп, так как с 2024 года в программе Олимпийских игр группа официально смешанная. Нам нужно идти в ногу со временем и допустить мальчиков до участия в группах. Это должно быть сделано официально, во всех документах. Чем раньше начнем вводить в группы мальчиков, чем быстрее включим мужское соло, тем лучше у нас будет развиваться мужское синхронное плавание. И мы будем конкурентоспособны, потому что в перспективе синхронное плавание в мире будет развиваться именно в этом направлении. Надеюсь, в Министерстве спорта все-таки нас услышат и сделают все необходимые для этого шаги.
Битва полов здесь неуместна
— Помнишь момент, когда ты начал зарабатывать синхронным плаванием?
— Это произошло, когда я стал спортсменом сборной. До этого момента не было возможности состоять на ставке, потому что вид спорта считался женским. Когда в программе чемпионатов мира появились микст-дуэты (это было в конце 2014 года), меня включили в сборную, я стал официально получать зарплату. С этого момента я начал заниматься этим видом спорта профессионально. Мне уже было 19 лет. Через полгода я выступил на чемпионате мира в Казани и получил первые призовые.
— Зарплаты хватало, чтобы снимать жилье в Москве?
— Мы жили в гостинице на спортбазе «Озеро Круглое», мы практически весь год там находимся. Хотя всякое бывало — в общежитии, будучи студентом, я тоже когда-то жил.
— Если устроить соревнования мужчин-синхронистов и женщин в одном разряде, кто победит?
— Я бы не стал сравнивать, потому что мужчины в синхронном плавании выполняют свою роль, женщины — свою. Соревноваться не совсем правильно и логично. И ничего объективного из этого не выйдет. У мужчин есть свои преимущества, у женщин — свои. Каждый должен соревноваться в своей категории, битва полов здесь неуместна.




















Безопасная авантюра без «парашюта». «Паст»
«Почему стрелы были направлены именно в адрес “того, кто разнимает драку”. «Паст»
В Ереване обрушилась часть здания бывшего фортепианного завода: есть пострадавший
«Нет времени»: в Киеве напомнили Зеленскому об одном важном вопросе
Гастроэнтеролог поставила точку в споре, можно ли запивать еду водой
Ушаков рассказал об итогах переговоров с Уиткоффом
Почему Арман Татоян не участвовал в слушаниях по делу политзаключённых? «Паст»
«Это издевательство над государственностью». «Паст»
Итальянский пианист Антонио ди Кристофано выступит с сольным концертом в Ереване и проведет мастер-к...
Где искать следы отмывания денег? «Паст»