Неоцененный праздник. Отношение не будет радикально изменено
Сегодня День Конституции Армении. Двадцать четыре года назад в этот день Конституция Армении была принята путем референдума, который, конечно, подвергся радикальным изменениям.
В более широком смысле конституционные поправки 2015 года создали качественно новую конституцию, которая имеет лишь формальную связь с 24-летним документом. Тем не менее, День Конституции, хотя и парадоксально, является одним из самых непопулярных праздников в Армении, несмотря на то, что в большинстве районах страны есть одним из два основных события календаря:
День Конституции Республикой Армения и День независимости. Почему нет общественного почтения к Конституции или к тому дню? Этот вопрос имеет глубокие коренные причины. Одной из самых серьезных ошибок правительства Левона Тер-Петросяна был конституционный референдум 1995 года. с парламентскими выборами Конституция и ее проект не только сформировали общественный и политический консенсус, но и Основной закон стал целью правительства и оппозиции. Давайте добавим к этому факту, что Конституция была принята в результате юридически оспариваемого референдума.
В случае, когда Конституция была политическим инструментом для правительства, а оппозиция оспаривала его легитимность, трудно представить, чтобы Основной закон и его день принятия были оценены общественностью. Два изменения в конституции, как в 2005, так и в 2015 году, также стали результатом политической конъюнктуры, и результаты референдума еще не были приняты хотя бы частью общества. В такой ситуации понятно, почему День Конституции в нашем обществе не считается праздником.
С другой стороны, постреволюционная власть Армении не способствует формированию конституционной культуры в стране. Демократические и избирательные институты были восстановлены в формальном смысле, но власти часто отдают дань революции, игнорируя верховенство закона.
Например, какова ценность законных выборов, когда президент страны может выступить с инициативой заблокировать судебные здания, недовольный решением, принятым конкретным судьей? Или трудно объяснить тот факт, что правительство развивает кризис вокруг ЦК, игнорируя конституционные механизмы и основываясь на субъективных представлениях.
То же относится и к позиции властей в отношении прав собственности, которые не способствуют формированию конституционной культуры. В последнее время разговоры о конституционных изменениях и возвращении к президентской системе были активизированы.
Даже если новый конституционный референдум состоится при формальной демократии, отношение к Конституции не изменится радикально, поскольку для всех очевидно, что оно остается инструментом в руках властей для выполнения своих текущих задач. Между тем, конституционные поправки должны приниматься с объективной необходимостью, в условиях общественного согласия.