Азербайджан пытается навязать Армении ложную повестку дня
В интервью ,,Голосу Америки”, бывший американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Керри Кавано заявил, что Азербайджан пытается изменить формат карабахского конфликта. Конечно, Баку давно хочет изменить формат Минской группы ОБСЕ и привлечь Турцию в качестве активного посредника.
Азербайджан всегда боялся, что Россия, Армения и Франция с влиятельной диаспорой Армении будут в одностороннем порядке защищать интересы Армении. Тем не менее, Кавано сделал другой акцент на смене формата. Он отметил: ,,Хотя Баку отвергает требование премьер-министра Армении Никола Пашиняна, арцахская сторона предприняла некоторые шаги в своих внутренних делах относительно присоединения к переговорам”.
Баку заявил, что формат переговоров должен остаться прежним, но заметил, что он косвенно изменил состав своей делегации, добавив присутствие азербайджанской общины в Нагорном Карабахе.
Я считаю это признаком какой-то подготовки с перспективой изменения формата переговоров”.
Дипломат не уточняет, почему Азербайджан пытается сейчас предпринять такие шаги. Однако намекает, что Баку делает это в ответ на заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Став премьер-министром, Пашинян заявил, что Арцах не ведет переговоры, потому что он не был избран народом Арцаха, граждане Арцаха выбирают свое правительство и лидера страны, поэтому Баку должен вести прямые переговоры с Арцахом.
Другими словами, Пашинян пытается восстановить трехсторонний формат переговоров, юридическим выражением которого было трехстороннее соглашение о прекращении огня между 1994-1995 годами между Арменией, Арцахом и Азербайджаном.
Но сегодня в принципе это неприемлемо для Азербайджана, так как он признает Арцах в своем составе и не принимет его фактическую независимость.
Азербайджан в этой ситуации якобы придумал хитрость, пытаясь разделить переговоры на два измерения. Армения-Азербайджан и Арцах - Азербайджанская община Арцаха.
Другими словами, азербайджанское руководство, отказываясь вступать в прямые переговоры с Арцахом, предлагает Армении и Арцаху признать ,,азербайджанскую общину Арцаха” стороной переговоров.
В результате формат переговоров превращается в шутку. Таким образом, Азербайджан оказывает давление на посредников, а Армения отказывается от идеи вернуть Арцах за стол переговоров.
В противном случае они должны быть признаны участником "азербайджанской общины Арцаха".
И какова официальная позиция Армении? У Пашиняна была возможность сказать, что так называемая ,,азербайджанская община Арцаха” была гражданами Азербайджана и избрала Ильхама Алиева для представления своих взглядов на переговорах, в то время как арцахцы не выбрали Пашиняна, у них есть свои выборные органы власти.
Позиция армянской стороны ясна, но азербайджанские власти не озабочены фактами и аргументами. Официальная политика Баку полностью построена на вопросе отказа Арцаха от реальности, исторической справедливости и правовых решений.
Соответственно, возникает вопрос, почему Армения добровольно участвует в таких перспективных дебатах. Действительно, необходимо подчеркнуть, что Армения не представляет Арцах, насколько она укрепляет наши позиции в переговорном процессе, достаточно ли этого, чтобы вернуть Арцах за стол переговоров? Позиция, в которой заявление Пашиняна о возвращении Арцаха за стол переговоров поставило Баку в тупик, не совсем верно.
Мы видим, что азербайджанская сторона в свою очередь создает совершенно неверную повестку дня, заставляя армянскую сторону ее нейтрализовать. В любом случае, Армения не должна узаконивать ,,азербайджанскую общину Арцаха” ложной, иначе она непреднамеренно признает, что Арцах является внутренней проблемой Азербайджана и проблемой сосуществования двух общин на территории Азербайджана.
Это худший способ пройти переговоры. Таким образом, Арцах является стороной переговоров. Свидетельством тому является то, что посредники регулярно встречаются с властями Арцаха и проводят обсуждения.
Всем сторонам ясно, что даже если Ереван и Баку достигнут соглашения, последнее слово – за народом Арцаха. Принцип права народов на самоопределение, несомненно, закреплен во всем переговорном процессе, и посредники его приняли.
Мы должны быть осторожны с выполнением требований Азербайджана. У нас плохие прецеденты. Придерживаясь относительного спокойствия границы, мы, похоже, уступаем соглашениям, достигнутым в Вене и Санкт-Петербурге, согласно которым механизмы расследования инцидентов должны быть введены на линии соприкосновения и персонале Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ.
Между тем, даже после ,,переговоров о лифте”между Пашиняном и Алиевым на границе были выстрелы, а также были жертвы. Чрезмерный мир не гарантирует мира. Апрельская война 2016 года была ярким тому подтверждением.
ПС/Кстати, у Керри Кавано есть еще один замечательный взгляд на ,,историю” обмена Мегри с Арцахом. Известно, что в апреле 2001 года посредники с президентом Ки-Уэста Робертом Кочаряном обсудили некоторые варианты урегулирования конфликта, согласно которым Мегри пришлось обменяться с Арцахом.
Кавано настаивал на том, что реальность была иной, и варианты на столе не были такими примитивными. ,,Изначально Ки-Уэст не подписывал никаких документов, но в случае успешных переговоров документ должен быть подписан на нейтральной территории, возможно, в Европе”, - сказал он, в конце концов, безошибочно, как провалился и забыл об этих обсуждениях. Но Кавано на самом деле задокументировал, что распространяемая теория обмена Мегри, по крайней мере, преувеличена, если не сказать -подделка.