Армен Саргсян пришел сказать, что на него не следует положиться
Президент Армении Армен Саргсян выступил с заявлением для кого и для чего, непонятно. Начиная с общего применения ,,дорогие соотечественники”, президент заявляет, что ,,в эти летние дни, когда общественная и политическая жизнь во многих странах мира вступила в спокойную фазу, в нашей стране все еще ведутся общественные дебаты и обыски”.
Создается впечатление, что Армен Саргсян был вызван с летних каникул, чтобы рассказать что-то о внутриполитических проблемах в стране. Он также неохотно согласился обратиться к своим соотечественникам.
И что это за дебаты? Все еще неясно о дебатах, президент просто приходит к выводу, что он не намерен вмешиваться в эти дебаты.
,,Пока я придерживаюсь роли Президента РА, закрепленной в Конституции РА, я воздерживаюсь от участия в политических дебатах о текущих событиях, независимо от того, насколько они гражданские, это большой соблазн”.
Затем он немного раскрывает скобки, отмечая, что слово ,,судебные реформы” именно об этом.
Из этого мы понимаем, что он имеет в виду ,,войну” между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном.
Как известно, Пашинян требует отставки Грайра Товмасяна, обвиняя его в ,,приватизации” КС. Пашиняну нужен судья более лояльный в КС, чтобы он мог без каких-либо помех выносить приговор политическим оппонентам.
Между тем, в Конституции четко определены независимость судей и гарантии прекращения их полномочий. Это превратилось в политический кризис, когда границы закона и политической мести разорваны.
Закон предписывает, что президент Республики следует Конституции. Это означает, что он, как глава государства, руководствуется исключительно национальными и интересами, исходя из политических и личных интересов, может вмешиваться в рамках предоставленных ему полномочий и поддерживать конституционно-правовые отношения между другими ветвями власти.
Однако Армен Саргсян явно отказывается от миссии, превращая свое послание в живое. ,,Я также надеюсь, что общественные дискуссии и дебаты по различным вопросам принесут пользу обществу в соответствии с национальными интересами”.
Нам нужно только продолжать верить в свои силы и умы. Мы должны понимать, что важна не только цель, но и способ ее достижения. Мы понимаем, что сегодня нам нужны единство, стабильность и перспективное видение и конкретные программы”, - говорит Армен Саркисян.
Это больше напоминает на католикоса, чем президента. Письмо неясно, поскольку сопредседатели Минской группы ОБСЕ призывают стороны карабахского конфликта. Такое впечатление, что Армен Саркисян - иностранный наблюдатель, который может только надеяться, что все будет хорошо.
Однако для справедливости следует отметить, что, конечно, в Конституции президенту не предоставляется весомых механизмов и инструментов, влияющих на отношения между исполнительной, законодательной и судебной властью.
Если в предыдущей Конституции было четко написано, что президент обеспечивает нормальное функционирование ветвей власти, что обеспечило бы более широкое поле деятельности, то новая конституция предусматривает, что президент должен следовать только Конституции. Однако ,,следить” не значит стоять и смотреть молча.
Последующая деятельность означает, когда необходимо, реагировать, если одна из других ветвей власти пытается превысить свои полномочия.
Для этого создан Президентский институт.
Почему в Главном законе Государства определено, что президент должен быть беспристрастным при осуществлении своих полномочий и руководствоваться исключительно национальными интересами? Цель состоит в том, чтобы быть на стороне всех в контексте кризисных ситуаций между властями и другими, быть весомым и справедливым и избегать любой ответственности, президент, который делает необоснованные, безответственные и пугающие заявления, лишается какого-либо значения как в ветвях власти, так и в народе.
Такие сообщения становятся предметом насмешек и иронии, поскольку не могут реально воздействовать на ситуацию.