Примечательные результаты в отношениях между постсоветскими странами и Россией: «Паст»
Газета «Паст» пишет:
Практически во всех странах проводятся исследования общественного мнения и отношения к другим странам. Проблема в том, что общественные и экспертные подходы имеют определенное влияние на проводимую внешнюю политику. Более того, сейчас, как и в других странах, в том числе на Западе, также и в России проводятся различные исследования для понимания общественных и экспертных настроений и их изменения. Подобные исследования уже третий год подряд проводит Национальный исследовательский институт развития коммуникаций в Москве. И в этом году также были подведены примечательные данные, касающиеся рейтингов дружественного отношения коммуникационных режимов постсоветских стран.
Примечательно, что в исследовании в этом году приняли участие более 400 российских и зарубежных экспертов, что вдвое больше, чем в прошлом году. Был проведен детальный анализ событий, официальных документов, заявлений лидеров этих стран и средств массовой информации в 16 странах постсоветского пространства. Понятна важность анализа для России: российская сторона считает постсоветское пространство зоной своих жизненных интересов. И результаты исследования показывают, что в число дружественных коммуникационных режимов с Россией входят десять стран: Южная Осетия, Белоруссия, Абхазия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Армения.
Грузия была оценена как относительно дружественная, тогда как пять стран зафиксировали отрицательные показатели: Украина, Латвия, Литва, Эстония и Молдова. Южная Осетия лидирует в списке «Дружба» с 93,5 баллами, а Армения заключает первую десятку с 46 баллами. С другой стороны, российских экспертов интересует, в каких отношениях с Россией находятся постсоветские страны, и в этом направлении также ведутся исследования. С этим связано то, что при представлении результатов исследования было упомянуто, какие именно основные факторы влияют на изменение отношения к России, в том числе в негативном смысле. На формирование отношения к России в первую очередь влияет углубление поляризации, когда мы сталкиваемся с фундаментальными различиями в понимании ценностей будущего мирового порядка политическими элитами.
Например, некоторые страны постсоветского пространства интегрировались в западную модель (Латвия, Литва, Эстония). Некоторые страны находятся в переходном состоянии (Украина, Молдова, Грузия), ориентируясь в основном на Запад. А Армения и Азербайджан рассматриваются как колеблющиеся страны. Вторая причина изменения режимов общения стран – глубокое цивилизационное разделение, поскольку на современном этапе растет конкуренция между религиями, языками, культурами и ценностями. При этом конкуренции и тенденции интеграции наблюдаются по следующим направлениям. 1) Русская (российская, советская) цивилизация (Белоруссия, Приднестровье, Южная Осетия, частично Абхазия, частично Киргизия). 2) тюркская цивилизация (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия); 3) Западная цивилизация (Латвия, Литва, Эстония, Украина, Молдавия, Грузия, частично Армения).
А третьей причиной динамики режимов коммуникации уже рассматривается появление новых условий трансграничной кластеризации, основой которой, в целом, является отношение к России и русским. Например, антироссийский кластер был создан странами Балтии и Украины. А ещё одной основой кластеризации в будущем может послужить искусственный интеллект. Следующей причиной динамики режимов коммуникации является усиление фактора военной силы. В зависимости от вовлеченности в военно-политических блоках или отношениях, постсоветские страны формируют свой социально-политический дискурс и правила отношений с Россией и русскими. Под влиянием этого фактора происходит трансформация региональных систем безопасности. Возможно, анализ указанных основных факторов позволит нам понять, в каких направлениях могут развиваться отношения между постсоветскими странами и Россией.
АРТУР КАРАПЕТЯН
Подробности в сегодняшнем номере газеты «Паст».